Игра «Цивилизация 5»

Жадность меня погубит. В очередной раз при заходе в стим вылезло окошко с рекламой, где говорилось, что цивилизацию 5 со всеми аддонами и недавно вышедшем длс можно купить за 30% от цены. Ну и я не удержался. Так же, как до этого не удержался, купив коллекцию Elder Scroll (кстати, сейчас там очередная волна скроллов, уже с новым длс), Deus EX, Fallout, Ведьмака и Disciples.

Надо сказать, что я являюсь большим фанатом цивилизации, играю в нее аж с 94 года (на стареньком 286 отца стояла английская версия), до сих пор играю в четвертую с модом RedForce.SB, что дает возможность настраивать практически любые параметры игры.

Когда только пятая цивилизация вышла, я сразу ее установил, поиграл пару часов и забросил – настолько грустной оказалась игра. Когда же увидел в паке новую длс, добавляющую религию и шпионаж, то я, вспоминая аддон «Огнем и мечом», который сделал и так неплохую, но, честно говоря, очень простую, четвертую цивилизацию, шедевром, решился купить и установить ее второй раз. Сразу запустил игру на «Князе» – это сложность, при которой компьютер уже не поддается, но еще не читерит и самой длинной игре – марафоне. Что получилось – сейчас расскажу.

Концепция

Концепция игры поменялась, в принципе, мы все так же, как и раньше управляем цивилизацией, двигаем отряды, разбираемся с варварами и противниками, но есть и изменения. Не всегда позитивные, но все же. К сожалению, упрощение игры докатилось и до цивилизации.

Раньше у каждого города были свои счастливые и свои недовольные. Теперь они стали общими.

Раньше было несколько правителей на выбор у каждой державы. Теперь один.

Раньше можно было управлять сотнями отрядов и десятками городов. Теперь десятками отрядов и десятком (это уже мегакруто) городов.

Квадратики (ячейки карты) стали гексами и главное нововведение – один гекс – один юнит. Это нововведение, на мой взгляд, самое спорное нововведение в игре. Первое, к чему оно привело – к потере масштабности. Теперь, даже при самом большом замесе с обоих сторон участвуют хорошо если с десяток отрядов. Что такое десяток отрядов для войны между государствами? Второе – к идиотическим приколам типа: ставишь рабочему провести дорогу к городу, на потенциальной линии дороги появляется (проходит мимо, останавливаясь на один ход) отряд, задача сбрасывается. Третье – теперь рабочие не могут работать сообща. Один рабочий – одно улучшение. Печально.

Изменился принцип использования ресурсов – теперь, допустим, источник железа дает 2-4 железа. А каждый, допустим, отряд мечников требует 1 ресурса железа. То есть, хочешь больше 4 мечников, разработай или отвоюй больше запасов железа. Это принцип мне очень понравился.

Изменился принцип расширения города – теперь расширение происходит путем покупки тетраэдра за очки культуры (автоматически) или за золото. С одной стороны, это позволяет управлять расширением города. С другой – задавить конкурента культурой теперь не получится. Вообще. Теперь у культуры другое значение – за нее можно покупать общественные институты (наподобие тех, что раньше выбирались в окне, открываемом по кнопке F4).

Изменился принцип религии. В четвертой части религия играла решающую роль – от нее зависело, будешь ли ты дружить с единоверцами или воевать с еретиками. Плюс ко всему, распространение религии играло мощную роль в финансировании – +1 золотой с каждого города. У меня как то доходило до +300 чисто с религии. В пятой же части религии уготована намного более слабая и в принципе ни на что не влияющая роль. Основывая религию (теперь ее можно выбрать по своему вкусу, как только собрал нужное количество очков веры и самопоявился великий пророк), ты выбираешь бонусы от религии. Бонусы, надо сказать, смешные. Например, + 1 к вере с каждой необрабатываемой клетки джунглей. Ну и зачем это счастье? Наиболее полезными являются бонусы к производству, еде, боевой мощи в пределах культурных границ. Остальные, видимо, придуманы, чтобы было из чего выбрать.

Шпионаж тоже не обошли вниманием. Теперь шпионов строить не надо. Они появляются сами, ты лишь выбираешь город, куда их послать, и они сами решают, что им делать. Новый принцип мне не понравился полностью – во первых, деятельность шпионов стала слишком упрощенной – либо шпион защищает от других шпионов, либо сам шпионит, пытаясь спереть технологию. Пока подготавливается – никто обнаружить его не может. В моему случае ситуация выглядела так: с регулярностью в 20-25 ходов все до единого противники тырили у меня технологии (которые, кстати, я изучал по 40-50 ходов), причем шпион, сидящий на контразведке, периодически ловил другого шпиона и убивал, но через те же 20-25 ходов новый шпион этой же державы снова что то спирал. Остановить данный беспредел мне удалось построив чудо света, на 99% усиливающее защиту от шпионажа, но все же. Мне до сих пор не понятно, почему шпион у меня один, второй появился после пары десятков убитых вражеских, а против меня – много. В общем, ограниченность возможностей шпионажа и абсолютный беспредел компьютера идею убили напрочь.

Появились города-государства – этакие сателлиты, которым надо платить баблос или выполнять задания (квесты), взамен получая культуру, деньги, ресурсы. Квесты они и есть квесты.

Очень расстроило отсутствие вассальных отношений – теперь противника можно только уничтожить.

Графика

Ну, про графику сказать ничего не могу – знатно сделана, все красивенько, в 3D Vision смотрится просто шикарно. Ресурсы, красивые подсказки, анимированные лидеры стран, каждый из которых говорит на языке своей страны, смотрится симпатично.

Технологии

Упрощение не обошло и технологии, их стало меньше, то, что они стали давать тоже. Например, большинство технологий дают одно здание и одно чудо. Или одно улучшение. Из-за уменьшения количества, стартового уровня технологий всего четыре, но если в четвертой части можно было, например, полностью игнорируя ветку мореплавания выйти к индустриализации, теперь этого сделать нельзя. Обмениваться технологиями тоже, но можно заключать пакт о совместных исследованиях. Штука хорошая, но уж больно бесполезная.

Боевая составляющая

Город теперь обороняется сам. У него есть очки жизни, увеличивающиеся от стен и прочих улучшений. Взять прокаченную столицу государства – не такая простая проблема, особенно на фоне основной проблемы – количества осаждающих. Как я уже говорил, на одном гексе – один отряд. Что приводит к тому, что город можно окружить максимум с шести сторон, при этом, в городе может быть защитник, но всего один. Остальные вынуждены ютиться рядом. Правда, теперь действительно играет важную роль местность. Город, окруженный с трех сторон горами, взять намного сложнее. Но, тоже, как я говорил ранее, пропал масштаб. Во первых, каждый отряд делается много ходов. Полностью улучшенный город, со всеми, кроме двух, чудесами, делал отряд стрелков 15 ходов. Это приводит к тому, что все схватки сводятся к напал – победил, или напал проиграл. Причем как победа так и проигрыш окончательны. К примеру, нападает ИИ на меня, я свожу к месту нападения все юниты с других городов. Много (как в четвертой части) теперь не настроишь. Хорошей (первой в мире) армией у меня считалась армия из 11 стрелков.

Итак, если я отбивался, то отбивался практически всухую – лишь однажды у меня убили один отряд. Когда я брал города противника, я видел всю эту же ситуацию с другой стороны – противник кинул на защиту все войска, но, поскольку я превосходил его технологически и интеллектом (про ИИ см ниже), то я, при защите крайнего, абсолютно не важного города уничтожил у противника вообще (!!!) всю армию. И вот тут сразу несколько но. Первое но – отряды слишком долго строятся – я разбил армию, и за время, пока я брал все остальные города, противник успел достроить лишь два отряда, которые не сыграли вообще никакой роли в защите.

Второе но – города сами защищаются. Теперь нет необходимости оставлять в городе защитника, тем самым распыляя силы и ограничивая экспансию. На одном отряде в 4 стрелка и две пушки я прошелся по пяти цивилизациям, сравнивая их с землей, причем все это делал без остановки. То есть, брал город, и сразу нападал на следующий – у противника не было армии (эх, с ностальгией вспоминаю, как в четвертой части противник, ныкая отряд по углам, пробирался в пустой город, чтобы отхватить его) – всю армию он бросал на защиту, она сразу ложилась и страна оставалась совсем без защиты.

Третье – ну не интересно играть в цивилизацию, управляя десятком отрядов, масштаб не тот.

Дипломатия

С дипломатией дела обстоят, с одной стороны, получше, с другой – полный швах.

Теперь можно попросить цивилизацию не селиться у твоих границ. Они говорят «конечно», но селятся все равно. Круто

Теперь можно попросить цивилизацию не тырить технологии у тебя. Они, как и раньше, говорят, конечно, но шпионов их ловишь с завидной регулярностью.

Появилась система публичного объявления о защите города государства. При этом, если на тебя нападают и ты имеешь города-государства в союзниках, они объявляют войну твоему противнику. А вот если на город-государство, являющимся твоим союзником нападают, ты автоматом не объявляешь войну обидчику, он тебе говорит «ай, я напал на твоего маленького друга», а в ответ можно сказать лишь «ты за это ответишь» и «очень хорошо». Более того, что происходит с дипломатией – для меня загадка. Вот, например, одна цивилизация потребовала дань с города государства, которому я обещал защиту. У нас дружба – это парадокс, но у меня на карте со всеми сразу «дружба». Он мне говорит «я требую дань с города государства, но это же ничего, ты меня прощаешь». И два варианта ответа – все те же «ты за это ответишь», в подсказке говорится, что этот вариант ответа ухудшает отношения и «очень хорошо» – а этот вариант ответа ухудшает расположение города государства. Так вот, после пары десятков раз моих «ты за это ответишь», расположение товарища все равно оставалось «дружба». Так же, дружба осталась после публичного осуждения – новой фичи дипломатии. Все дружно, не воюя осуждают кого-то, зачем оно надо – хз. Не влияет, по моему вообще ни на что. Вообще, компьютер ведет себя неадекватно совсем. Об этом – в следующем абзаце.

Компьютерный интеллект (ИИ)

Надо сказать, более убогого ии я не видел в цивилизации вообще.

У меня такое ощущение, что компьютер нападает так: О, я скопил 5 отрядов, надо бы напасть на кого. У нас дружба, у меня стоит город, и рядом (на соседних гексах) стоит два лучника – я ими бегаю за варварами. И вот на этот город, даже не подойдя к нему вплотную, нападает компьютер. Поясню, поскольку город сам защищается, плюс гарнизон, плюс два лучника, взять город пятью отрядами просто невозможно – их расстреляют на подходах. Как только я разбил всех нападающих, компьютер в тот же ход предложил мне мир, а заодно пят тысяч золотом, 22 золота за ход и какие то ресурсы на 90 ходов. Я, конечно, согласился. Особенно, учитывая то, что нападать на него мне тупо нечем. Однако, была у данного дела и другая сторона. Другой противник, я беру у него один за другим города. Он, с периодичностью раз в 1-2 хода предлагает мне просто мир – без контрибуций. На мою стебную попытку за мир получить с него один (!) золотой ИИ гордо отвечает – такой нечестной сделки не будет никогда! И умирает.

Второй аспект работы ИИ заключается в следующем – торговля, которая в четвертой части работала вполне сносно, в пятой не работает как класс. ИИ выпрашивает ресурсы даром, но абсолютно не хочет их покупать. Как я не предлагал всем подряд излишки моих ресурсов – ИИ говорил, что такая сделка его не интересует. И через каждые 10 ходов выпрашивал их же нахаляву.

Третье. Военная составляющая ИИ. Тут все печальней некуда. ИИ попадается на простейшие ошибки, например, раз за разом поставляя свои отряды под удар, выходя на приманку – рабочего без охраны. Такое ощущение, что ИИ – рабочефил 🙂

Впрочем, несколько модов улучшили поведение ИИ, сделав его по крайней мере играбельным, боевой составляющей это помогло не сильно – сказываются ограничения, сказанные мной выше. Но на рабочих все равно клюет 🙂

Резюмируя, могу сказать, что развития цивилизации не получилось. «Перезапуск» принципов, упрощение и «красивости» не смогли вывести игру на новый уровень. Продолжу играть в четвертую часть и буду надеяться, что в шестой они вернутся к канону, ну или появится улучшенный клон четвертой, разработанный какой либо сторонней компанией.

 



Комментарии:

Leave a Reply