Немного про образование

Про низкое качество образования в наше время не говорил только ленивый. Причины называются разные. Главными, на мой взгляд, являются две.

Первая и самая главная — образование бесплатное (я не про среднее, а начиная со средне – специального и далее). Давно известно, что то, что дается бесплатно, не ценится. Представьте себе, что вы заплатили за обучение круглую сумму, допустим, 100 килорублей. Придете на урок и будете спать. Или прогуливать. Глупо выглядит? У меня есть один хороший друг. Он решил переквалифицироваться. Заплатил за курсы. И он ходит на эти курсы, не пропуская ни одного дня, если чего-то не понимает, то переспрашивает – и не смущается – он заплатил свои, кровные именно за то, чтобы получить знания.

Вторым аспектом этого же является и то, что за свои деньги человек хочет получить качественное образование, и, если качество его перестанет удовлетворять, значит, перейдет туда, где обучают лучше. Соответственно, для обучающих учреждений появится стимул нанимать лучший преподавателей и давать лучший уровень обучения. И — это тоже важная проблема сегодняшнего образования, но не главная, к сожалению — это то, что учат абсолютно не тому, что требуется на работе. К примеру, студентов — будущих компьютерщиков до сих пор обучают микросхемам КР580 и пентиум — 1! Кому нужно такое образование? Почему им же часов на литературу дают 160, а на микропроцессоры — всего 48? А на схемотехнику — 60? Что, компьютерщику литература важнее, чем предметы специальности?

Бесплатность образования привела к тому, что в попытках «откоса» от армии ребята много лет просиживают штаны, толком не учась и не получая знания, просто получает «корочку». Это такой взаимовыгодный процесс — студентам образование не нужно — они корку получают и от армии косят. А учебным учреждениям надо создать видимость обучения по многим предметам. При этом, из почти 30 выпускников, что учились со мной в группе, про профессии работают шестеро! Получить «вышку» настолько просто, что она не ценится – работодателю теперь подавай MBA или что покруче, при том, что ее требуют везде – даже там, где она не нужна для работы. Маразм работодателей зачастую достигает того, что девушка — операционистка должна иметь «вышку» — это обязательное требование для поступления на работу!

Вторая причина частично связана с первой, но, надо признать сама по себе достаточно глубока и злободневна. Эта причина – отсутствие требований, отбора. Придя в техникум, это было в конце 90х, я, честно признаюсь, немного был в шоке – по каждому предмету по 10-15 лабораторных работ, не сдав их, нельзя было получить допуск к экзамену или зачет. После школы для нас это был шок. Еще большим шоком был второй курс, по электротехнике, которую у нас, кстати, вел тогдашний директор – очень умный и знающий мужик, где получить тройку – это было что-то с чем то! Насколько я помню, всего, на все группы, было пяток четверок – и эти люди разбирались в ней как гуру. Так вот, оглядываясь назад, я понимаю, что именно его въедливость и строгость являлась причиной того, что я до сих пор (а прошло уже больше десяти лет!) помню большую часть того, что сдавал.

Это приводило в тому, что из трех групп параллели на второй курс перешли 24 человека, и это при количестве человек в группе около 30! То есть, отбор был такой, что даже на второй курс перешла где то четверть учеников. Справедливости ради, скажу, что до четвертого курса дошли почти все – отчислили двоих, при этом, один просто уехал в другой город. Но, в 2003-2005 в том же техникуме произошла полная смена руководящего и обучающего состава. И в группе моей специальности, но выпуска на 3, по моему, года позже отчислений не было вообще. Ради интереса я глянул оценки –пятёрок было больше половины. Не допущенных к экзамену не было вовсе. Та же ситуация была и в институте — должники с первого курса спокойно учились на четвертом и потом перешли на пятый, и только перед самыми выпускными экзаменами с дневного пришло распоряжение – срочно закрыть хвосты! Надо сказать, «выпускникам» учителя ставили тройки и четверки просто так – не зарубать же диплом. Вы только вдумайтесь: выпускник с долгами с первого курса!

Когда нет трудностей, когда для получения четверки или даже пятерки нет необходимости стараться, разве появится стимул? Зачем напрягаться, делать задания, учить, если парень с соседней парты, прогуляв весь семестр, получает четверку просто так?

До тех пор, пока не будет отбора, требований и отчислений, пока нет ценности именно знаний – ситуация вряд ли изменится.

Решение вижу только в том, чтобы государство при рождении человека выделяло определённую сумму, которую человек, по достижении совершеннолетия мог потратить на любое обучение, будь то курсы или средне-специальное, вышивка или африканские танцы.



Комментарии:

Leave a Reply