Фильм «Облачный атлас»

Никакого желания идти на этот фильм, признаюсь, не было и в помине. Да, посмотрел в свое время трейлер, не впечатлил. Прочитал описание – не впечатлило. Но потом сразу несколько десятков людей в моем окружении назвали этот фильм лучшим фильмом года и прочими лестными эпитетами, и тогда я понял – надо посмотреть.

Смотреть, как обычно, пошел в кинотеатр, где был немного удивлен – как оказалось, «лучший фильм года» показывается только в 2D. В наше то время…

Перейдем к фильму.

В начале фильма появилась надпись «A Production Russia представляет» и я, грешным делом, подумал, что в фильме принимали участие русские, но, по окончании фильма оказалось, что это лишь прокатчики. Затем, появилось гротескно-изуродованное лицо Тома Хэнкса, который стал нести высокопарную чушь . Я приготовился к худшему, однако, все оказалось не так страшно.

Нам представлено несколько историй.

Первой начинается история молодого человека(Джим Стёрджесс), которого посылают заключить договор о покупке рабов из Африки. Он его успешно заключает и собирается назад. По дороге, ему становится плохо, и он берет с собой в Америку местного врача. В пути ему становится все хуже и хуже, и вдруг мы узнаем, что его то на самом деле травит врач. И все ради денег в сундуке. В пути молодой человек пишет трогательные письма своей жене, в которых рассказывает о своей жизни. Я раскрошил свой мозг на несколько кусков, пытаясь понять, кому на корабле надо было отдать письмо и как оно попадет к адресату раньше, чем этот самый корабль доплывет. Потом, мое раскрошенное сознание пришло к выводу, что эти письма он писал, считая, что умирает. На корабль также тайно проникает беглый негр-раб, и, пожалев его, молодой адвокат, который по совместительству, главный герой, скрывает его. Потом, договорившись с капитаном, раскрывает пленника, которого тут же хотят убить, но, видя его ловкость, милуют. Этот негр так благодарен своему спасителю, что, увидев как того травит доктор, тут же бросается на него, и, в нелегком бою побеждает. Хэппи энд, все приплыли, адвокат жив. Приходит в родной дом, и говорит: я уезжаю бороться с рабством. И моя жена со мной. На убеждения, что есть порядок гордо отвечает «Надо действовать не по правилам, а так, как велит совесть». Отец жены говорит, что яд в конец испортил его мозг, и, честно говоря, я с ним солидарен.

 

Затем следует история захудалого издателя (Джим Броудбент) прозябающего в долгах, пока счастливый, но, несомненно, глупый случай делает одну из его книг хитом, он зарабатывает много денег, но все уходит на погашение скопившихся долгов.За ним начинают охотиться кредиторы, он просит помощи у брата, и брат, подумав, соглашается помочь. Но вместо помощи издатель попадает в дом престарелых, где сестры бьют пациентов, и вообще, заведение напоминает карцер с садистами.

А все это потому, что когда то давно он переспал с женой брата, а брат знал, но молча ненавидел. В заключении, герой вспоминает, сколько всего он мог, не не сделал, и жалеет об этом. В общем, по истечении некоторого времени, часть пациентов, включая главного героя, устраивает побег, и…и все. В конце звучат несколько фраз, претендующих на истину – что свободу ценит только тот, кто ее потерял, и что свобода лучше несвободы. Ладно подумал я, капитан очевидность заскочил и сюда. Посмотрим, что будет дальше. А дальше конец — герой отправляется жить к девушке, с которой переспал, но на которой не нашел в себе сил жениться. И она его ждала, и в старости дождалась. Хэппи энд..

Следующая история рассказывает нам о композиторе – гомосексуалисте (его играет Бен Уишоу), который покидает институт и своего молодого человека (ну не очень так и молодого, просто не знаю как назвать пусть будет любовника), которому пишет трогательные письма в стиле «я тебя люблю, но ты мне не пиши, а молча читай и страдай». Покидает он все это дело с мыслью стать секретарем одного престарелого, но весьма известного композитора, чтобы поучиться у него писать музыку. Правда, учебы не получилось – то ли его работодатель бездарен, то ли секретарь так одарен, в общем, все, чему смог обучиться главный герой — это (Sic!) переспать с молодой женой своего работодателя. Даром, что он гомосексуалист. Параллельно он пишет несколько произведений, которые назвал «Облачный атлас». Вот сколько не ломаю голову, не могу понять, причем тут это название. Но, жены работодателя ему мало – надо подкатить к нему самому, рассказывая сказки о переселении душ, а затем полезть целоваться. Получив от ворот поворот, главный герой тут же собрался уйти, но да не тут то было – работодатель тут же выложил, что все знает про него, и, он не покинет его дом, не дописав то, над чем они работали, а еще лучше, допишет «Атласа» и отдаст ему. Ну, тут он покусился на святое. Не долго думая, герой берет пистолет и…Не думайте, что убивает своего обидчика, нет, у него трепетная душа, которая против убийств, просто ранит и убегает. Потом, селится на чердаке, где заканчивает «Атласа», и…

И вот тут наступает самое интересное – он пишет своему любовнику, где рассказывает, что дописал произведение, и что ему незачем теперь жить. И поэтому он решил покончить жизнь самоубийством. Заканчивает письмо словами «Не приезжай, не надо». А сам, понятное дело, ничего не делает, а ждет, пока он приедет. Как говорится, послушай женщину и сделай наоборот, любовник бросает все, и приезжает. Увидев его «в последний раз», главный герой берет пистолет, идет в ванну и убивает себя. Зачем? Этого, видимо, требует нежная душа героя. Меня лично, этот конец оставил в полном недоумении.

Затем, нам показывается история о потомственной (да, да, самому смешно) журналистке (ее играет Холли Берри), которая расследует таинственное убийство. Случайно, она оказывается в лифте с пожилым мужчиной, по совместительству бывшим сотрудником той фирмы, где работал убитый. Ну, а чтобы совсем стало интересно, он – тот самый любовник композитора, написавшего «Облачный атлас», того самого самоубийцы. Поговорив, с журналисткой, старик отправляется домой, перечитывает приснопамятные письма и решает выдать главной героине страшную тайну. Звонит ей, приглашает в гости, и его, конечно же, убивают. Но, журналистка не промах – в комнате, где происходит убийство, она шарится руками без перчаток по всей комнате, находит письма и крадет их. Приходит домой, читает их, восхищается. Плюс, у ее отца остались записки того самого товарищ а – борца с рабством. Собрался неплохой архивчик, вы не находите?

Итак, героиню пытаются убить, но, она, с помощью предавшего своего работодателя начальника службы безопасности, не без труда расправляется с киллером, которого, кстати, играет Хьюго Уивинг (агент Смит из Матрицы) и раскрывается страшная правда – оказывается, компания хочет, чтобы взорвался ядерный реактор. Чтобы все испугались ядерной энергии и покупали их продукцию. Хэппи энд, героиня читает записки.

Следующая история это на 90% содранный сюжет фильма «Остров» . Сюжет, в общем то прост – есть генетически взращенные люди. У них нет прав, они живут как животные. При этом, они должны отработать тринадцать лет и потом, под групповые песни, счастливицу провожают «наверх», где она будет жить как «чистокровная». Но на самом деле, как узнает героиня – одна из таких девушек – их не освобождают, а убивают, а затем создают новых из того же генетического материала.

Напомню сюжет «Острова»: После ядерной войны люди живут в бункере. Наверху остался всего один пригодный для жизни остров, но место на нем ограничено. И, когда место освобождается, под песни и пляски счастливчика поднимают «Наверх». Но, главный герой узнает, что на самом деле все это ложь, нет никакой ядерной зимы, что их клонируют ради органов, и что поднимающихся наверх убивают. Ну как, есть сходство?

Визуально, как мне показалось, город украден из «Трона», или, по крайней мере, оттуда взяли дизайнера 🙂

Итак, есть Сопротивление, которое борется за права генетически клонированных рабов. Один из сопротивления покажет героине, что такое любовь, и подняв ее как символ, пойдет в атаку на мировое правительство. В конце произносятся слова, что клонированные люди – такие же люди и должны иметь такие же права, и что свобода лучше несвободы. А, ну и их еще убивают.

Ну и последняя история. Главный герой – Том Хэнкс. Сначала кажется, что средневековье, но потом мы понимаем, что это апокалиптика. Итак, в области, где они живут, есть гора дьявола. Как то раз, Том, его племянник и зять (муж сестры) собрались на эту гору. Когда они пришли, на них капали каннибалы, и главный герой, руководствующийся зелёным «Дьяволом», то есть страхом, позволяет канибалам убить его родню, не попытавшись помочь им. И дальше живет, упрекая себя в трусости. Но вот, появляется женщина негритянка из племени, сохранившего часть технологий и просит довести ее на эту самую гору дьявола, и герой сначала отказывается, но потом соглашается. И вот, снова этот «зелёный дьявол» убеждает его дать его спутнице погибнуть, но, тот, стойко преодолевает все, они приходят, делают все, что нужно, женятся. Хэппи (почти что) энд.

Все это по кусочкам размером в 1-3 минуты перемежевывающихся между собой, показывают нам.

Вначале, я думал, что фильм рассказывает о реинкарнациях душ. Затем, я думал, что фильм рассказывает о свободе. Но, досмотрев фильм до конца, я не могу вывести что либо одно.

И еще меня смущает фраза, сказанная во всех частях «Делай не то, что по правилам и закону, а то, что считаешь нужным».

Резюмирую.

  1. Была проведена огромная работа, в отличие от «Петли времени» в фильм веришь, нет такого четкого отторжения перемежения историй прошлого и будущего.
  2. Визуально все на высоте, картинка, грим, выше всяких похвал
  3. Такое ощущение, что фильм снимали разные люди – настолько отличаются съемки современности и будущего и прошлого. Учитывая, что режиссеров несколько, вполне возможно, так оно и было.
  4. У фильма, к сожалению, нет ярко выраженного конца. Если не считать концом то, что в конце времен осталась горстка людей, которые живут в каменном веке.
  5. Фильм, безусловно, надо посмотреть, таких фильмов я на своей памяти не припомню. Но вот насчет «лучшего фильма года» — тут я не согласен. Сделай режиссеры крещендо в конце – как, например, сделали в «Гладиаторе» — фильм получился бы одним из лучших. А так – не совсем внятный конец, офигительная середина, и хлипкая концовка.

Смотреть или не смотреть? Смотреть. А я лично куплю, когда выйдет, на блюрее. Вдруг да я что-то упустил.



Комментарии:

Leave a Reply